Формационная характеристика

Формационная характеристика древнего и средневекового общества продолжает оставаться спорной в нашей науке. Существует несколько точек зрения как по вопросу о том, с какого времени древнее китайское общество следует считать классовым, так и но проблеме, к какой формации следует относить китайское классовое общество древности и средневековья. Коснемся сначала первого из этих вопросов.

Говорить о рабстве в это время тоже еще не можем: как правило, военнопленные попросту уничтожались и только некоторая часть их превращалась в рабов. Однако с начала 50-х годов возобладало мнение, что иньское общество было уже классовым или раннеклассовым.

Оно утвердилось после того, как исследованиями -китайских историков было установлено: то, что считалось ранее инькским родоплеменным союзом, в действительности представляло собою уже государство, хотя и очень примитивное. Китайские историки стали характеризовать иньское государство как рабовладельческое, а советские историки (несколько более осторожно как "раннерабовладельческое". Соответственно этому получила широкое распространение характеристика иньского общества; в качестве раннерабовладельческого или древнейшего рабовладельческого.

Промежуточной между прежней и новой точками зрения была концепция В. И. Авдиева, который, видимо стремясь как-то согласовать ту и другую, писал, что период Инь "следует считать временем возникновения древнейшего классового, рабовладельческого общества в Китае". В дальнейшем, вплоть до последних лет, эти две точки зрения разделялись у нас многими историками и считались ими наиболее близкими к истине. Таким образом, новая характеристика иньского общества в качестве классового была обусловлена лишь фактом признания того, что это общество имело государственную организацию.

Однако следовало также доказать, что в иньском государстве существовала крупная частная собственность на средства производства (прежде всего -на землю) и антагонистические (Классы. Сделать же это достаточно убедительно приверженцы указанной концепции не смогли. Поэтому она, оставаясь недоказанной, по существу, (не была принята советскими специалистами по древней истории Китая, которые не находили крупной частной собственности на землю в иньском обществе п потому характеризовали его по-прежнему как без государственное либо как переходное к государственному.

В последние годы изучение проблем исторической социологии и политэкономии добуржуазных классовых обществ привела автора данной работы к выводу, что, как указывал Ф. Энгелы, во многих случаях появление государства предшествовало возникновению крупной частной собственности на средства .производства и антагонистических классов. Совершенно бесспорно, что в любом .классовом обществе государство носит классовый характер и является орудием господства в руках того или иного класса.
По материалам stariy-kitay.ru

Шанхайский переворот 1927 г

Чан Кайши постепенно продвигался к Шанхаю, городу, олицетворяющему в представлении китайцев империализм. Шанхай в середине 20-х годов главный город-порт ; Китая, насчитывающий 1,5 млн человек. Англичане считали себя старожилами в устье Янцзы.

На флагштоках военных кораблей, стоявших в устье реки Вампу, преобладали английские флаги, прогуливающиеся по набережной английские полицейские, с высокомерием посматривающие на окружающих, как бы подчеркивали первенство Великобритании в осуществлении традиционного принципа колониальной политики "разделяй и властвуй". И как символ безвозвратно утерянных позиций, как одинокий осколок ушедшей в прошлое Российской империи маячило на Янцзы русское судно "Охотск".

Это судно, как и некоторые другие, угнанные белогвардейцами из Владивостока, нашло пристанище на чужбине. "Охотск" стал, по существу, казармой для казаков и офицеров из белоэмиграции. Набережная реки Вампу в центре международного сеттльмента называлась Банд, на ее правой стороне красовались впечатляющие здания крупнейших банков и монополий. И Здесь англичане обладали преимуществом, ведь на долю главенствующей в колониальном мире Британии приходилось до трети всей внешней торговли Китая.

К юго-западу от Нанкин-роуд обосновался французский сеттльмент. Социальный водораздел все более четко ощущался не только между жителями китайской части города и иностранных сеттльментов, но и между различными полюсами самого китайского общества. Это было время, когда, пользуясь отсутствием сильного централизованного правительства, активизировались шанхайские капиталисты, они создавали собственные независимые организации, прибирали к своим рукам банки, предприятия.

Организации формировались как по гильдиям, например Шанхайская ассоциация банкиров, так и, помимо специализированных, на основе личных связей, местничества. Шанхайская главная торговая палата охватывала тузов города в сфере торговли, промышленности и финансов. Особым весом и влиянием отличались "чжэцзянская группа", "финансисты Чжэцзян Цзянсу". Под их контролем находились банки, заводы, таможни, судовые компании, угледобывающие фирмы.

В шанхайских салонах и отелях бездумно убивала время новая китайская европеизированная буржуазия: она бросала на ветер доллары, добытые кровью и потом трудящихся соотечественников, гнувших спину по 12 часов в день. Уровень эксплуатации китайского рабочего на текстильной фабрике (за 12 часов работы 1 шиллинг) намного превышал тот же уровень в находившейся в колониальной зависимости от Англии Индии (за 10 часов 1 шиллинг 6 пенсов).

Повсюду по Янцзы сновали лодки (сампаны), служившие пристанищем для шанхайской бедноты, и здесь же пьяные американские матросы покупали у родителей несовершеннолетних китайских девочек всего лишь за одну серебряную монетку. На окраине города в пропитанных копотью фанзах, на земляном полу, рваных циновках, на тряпье ютилась шанхайская беднота.
Читать дальше...