Флотилии Чудского озера

Октябрьская революция поставила точку в истории русской армии и флота, превратив "войну империалистическую в войну гражданскую". В ходе Первой мировой войны потери БКА типа "муллинс" в целом оказались невелики - из 18 единиц погиб только один. Но все остальные находились в достаточно плачевном техническом состоянии и требовали серьёзного ремонта, в том числе, который до конца октября 1917 г. так и не удалось полностью восстановить.

Первые месяцы существования новой власти нанесли обороноспособности страны такой урон, о котором даже не помышляли недруги России. Наряду с полным развалом армии и флота, как бывшим союзникам, так и противникам досталось колоссальное количество оружия и военного имущества Российской Империи, в том числе и почти все "муллинсы".

К середине весны 1918 г. в руках у немцев оказалось 10, если не учитывать пять пропавших после ремонта в Севастополе, из 17 катеров этого типа. В Мозыре они захватили шесть БКА из состава бывшей Флотилии речных катеров; в Одессе, после того, как город оставили части Красной Армии в марте 1918 г., - два, вывезенных с Дуная; в Пскове - два, ранее принадлежавших взводу бронированных катеров 5-й армии.

Версия о том, что все три бронекатера с западной Двины попали в руки кайзеровской армии, с большой долей вероятности не соответствует действительности. Наиболее серьёзный источник по корабельному составу германского флота - справочник Грёнера - содержит информацию лишь о S.A. IX, включённому в немецкий Чудской военно-судовой отряд (флотилию). Номер, по всей видимости, соответствовал русскому, поскольку переименование плавсредств производилось достаточно редко, и связано это было или со слишком сложной грамматикой, или же с возвратом судам прежних названий, которые они носили до того, как попасть к русским.

Не вызывает сомнения наличие в этом же районе ещё одного дозорного бронекатера, хотя данные в немецких документах на него отсутствуют; позднее он проходит по эстонским бумагам. 26 ноября 1918 г. оба катера, отбитые в Пскове наступавшими частями Республики Советов, остались зимовать там же. Их техническое состояние оставляло желать лучшего, и весной 1919 г. в красную Чудскую флотилию они не вошли.
Читать далее

Танковая дивизия вермахта

Первоначально танки вермахта перевозились на специально спроектированных грузовиках, производящихся, прежде всего на заводах фирмы "MAN".

Такой трехосный грузовик был способен взять "на плечи" легкий танк "Panzer I" или "Panzer II". а на двухосный прицеп еще один. До той поры пока танки вермахта оставались легкими машинами, и пока их было относительно немного, все было в порядке. Их спокойно можно было перебрасывать по автострадам.

В крайнем случае, таким способом можно было перевозить и танки "TNHP" и "Skoda", доставшиеся вермахту от чехословацкой армии. Такой способ выглядел довольно неплохо в кино, либо на парадах на Ундер ден Линден, но в действительности сколько же нужно было таких грузовиков?

Когда танки начали обрастать все более тяжелой броней, и набирать вес буквально день за днем, транспортные грузовики. а позднее и специальные низкопрофильные прицепы перестали отвечать предъявляемым к ним требованиям, а в определенный момент их стало не хватать даже для оснащения ремонтно-эвакуационных подразделений линейных частей.

Недоставало так же и железнодорожных вагонов, использовавшихся до той поры для перевозки танков. В то время как танки "Panzer I" или "Panzer II" свободно размещались на обычной двухосной железнодорожной платформе, иногда даже по две штуки (например, на платформе "Stuttgart" type R), то уже в случае танка "Panzer III", начинались проблемы, не говоря уже о "Sturmgeschutz". Тогда как танки вермахта в 1939 году имели массу в несколько тонн, то уже годом позднее их масса резко возросла до десятка, и даже до более чем двадцати тонн.

Проблема "Фердинанд" на платформе состояла не только в превышении максимально допустимой массы груза, речь шла уже о превышении допустимой нагрузки на одну ось вагона, и соответственно нагрузки на рельс, шпалы и отсыпку насыпи.

В этом месте следует вспомнить, что большинство железнодорожных линий строилось для обслуживания составов с вполне определенной максимальной массой, а это означало, что нагрузка на одну ось не могла превышать 15 тонн! Но это еще не все. Припомните теперь, какой процент составляли линии 1-го класса? К тому же масса танков и боевых машин продолжала стремительно расти, и это уже превышало возможности стандартных двухосных платформ предназначавшихся для перевозки танков.
Первоисточник